Цифровые Устройства Меняют Наш Мозг?

Некоторые говорят, что гаджеты и компьютеры могут помочь улучшить интеллект. Другие говорят, что делают нас глупыми и жестокими. Кто же прав?

Делают ли видеоигры людей более агрессивными, или они приносят пользу, улучшая определенные способности, например, время реакции?

----------------------<cut>----------------------

Коротко:

Исследования показывают, что, постоянно отвлекая нас, Интернет влияет на когнитивную производительность, но радикально не меняет наш мозг.

Полученные результаты также свидетельствуют о том, что хотя видеоигры и тренировки мозга влияют на агрессию и когнитивные показатели соответственно, степень этого влияния намного меньше, чем многие могли бы подумать.

Риски цифровых устройств можно свести к минимуму, обучая людей способам повышения концентрации внимания, самоконтроля и навыков критического мышления.

Десять лет назад писатель и журналист Николас Карр опубликовал статью в The Atlantic под названием “Google делает нас глупыми?” Он склонялся к тому, что это правда, потому как сам мог все меньше и меньше фокусироваться, запоминать что-то или читать больше нескольких страниц текста, он обвинял Интернет в радикальном изменении мозгов людей. И это только одна из жалоб, направленных против Интернета и различных устройств, которые мы используем для доступа к нему, включая мобильные телефоны, планшеты, игровые консоли и ноутбуки. Часто жалобы направлены на видеоигры, которые связаны с боями, утверждая, что они заставляют игроков становиться жестокими.

Но у цифровых устройств также есть горячие защитники: в частности, промоутеры игр для тренировки мозга, которые утверждают, что их предложения могут помочь улучшить внимание, память и рефлексы. Кто прав?

Ответ не так прост, как вы думаете. Примите обвинение Карра. В качестве доказательства он привел выводы нейробиологов, которые показали, что мозг более пластичен, чем понималось ранее. Другими словами, он имеет возможность перепрограммировать себя с течением времени, что может объяснить влияние интернета на него. Тем не менее, в статье 2010 года в Los Angeles Times психологи Кристофер Чабрис, а затем в Union College и Даниэль Дж. Симонс из Университета Иллинойса в Urbana-Champaign опроверг мнение Карра: «просто нет экспериментальных доказательств того, что жизнь с новыми технологиями принципиально меняет организацию мозга таким образом, что влияет на способность фокусироваться». Споры продолжаются.

Цифровые Устройства Меняют Наш Мозг?

О глупости

Откуда берется идея, что мы становимся «глупыми»? Частично это вытекает из знания о том, что цифровые устройства захватывают наше внимание. Сообщение от друга, анекдот, опубликованный в социальных сетях, или стимулирование продаж на онлайн-сайте могут действовать на центры удовольствия мозга, действуя как положительные подкрепления. Стремление к ним может постоянно привлекать нас к экранам гаджетов и отвлекать от других вещей, на которых мы должны концентрироваться.

Кого-то волнует это постоянное перепрыгивание с одного на другое, другие же считают, что могут постоянно переключаться между Twitter и работой, даже во время вождения, не теряя ни грамма эффективности. Но результаты исследований подтверждают, что это иллюзия. Производительность сильно страдает при попытке совмещать 2-3 дела. Кроме того, в 2013 году Стефан Амато и его коллеги в Университете Экс-Марселль во Франции показали, что серфинг веб-страниц делает людей восприимчивыми к форме когнитивной предвзятости, известной как эффект первенства: они взвешивают первые несколько частей информации, которую они видят более сильно, чем остальные.

В 2009г. в Стэнфордском университете Эяль Офир и его коллеги обнаружили, что многозадачность в Интернете парадоксально делает пользователей менее эффективными при переключении с одной задачи на другую.

Хорошая новость заключается в том, что нет необходимости перемонтировать мозг, чтобы сохранить внимание. Можно помочь себе, думая о том, что больше всего отвлекает, и разрабатывая стратегии ограждения себя от этих отвлекающих факторов. Но здесь понадобится некоторое самообладание. Не получается не просматривать уведомлениями Facebook? Нужно выключить и во время работы. Соблазн играть в видео игры? Тогда лучше не оставлять устройство в пределах досягаемости.

Цифровые Устройства Меняют Наш Мозг?

Доказательства агрессии

Как насчет обвинения, что видеоигры увеличивают агрессию? Это представление поддерживается несколькими отчетами. Например, в обзоре опубликованных исследований 2015 года Американская Психологическая Ассоциация пришла к выводу, что игра в жестокие видеоигры подчеркивает агрессивные мысли, чувства и поведение, одновременно уменьшая сочувствие к жертвам. Здесь учтены как лабораторные исследования, так и отслеживание онлайн-геймеров.

Правда, есть несколько слабых мест. Например, лабораторные исследования измеряют агрессивность, предлагая участникам наказать кого-то, но ситуация оторвана от реальной жизни. Вне лаборатории участники, вероятно, уделят больше внимания этичности своих действий. Вопрос в том, делают ли видеоигры людей более жестокими или люди с принципиально агрессивным темпераментом склонны играть в видеоигры?

Таким образом, необходимы дополнительные исследования, сочетая различные методы. Хотя выводы пока предварительные, ученые склонны соглашаться, что час, проведенный за боевыми играми, вряд ли превратит геймера в безмозглого психопата, но не стоит тратить на игры дни и ночи.

Цифровые Устройства Меняют Наш Мозг?

Игры для улучшения мозгов

Ряд исследований утверждают, что видеоигры могут улучшить время реакции, продолжительность внимания и рабочую память. Экшен-игры, которые динамичны и увлекательны, могут быть особенно эффективными: погружаясь в интересную среду, игроки учатся быстро реагировать, концентрироваться на актуальной информации и запоминать. В 2014 году, например, Кара Блэкер и ее коллеги из Johns Hopkins University изучали влияние игр серии Call of Duty на зрительную рабочую память (кратковременную память). Исследователи обнаружили, что 30 часов игры улучшили эту способность.

Оценка состояла в том, чтобы несколько раз спросить участников, идентична ли группа из четырех-шести цветных квадратов другой группе, представленной двумя минутами ранее. Однако, опять же, эта ситуация далека от реальной жизни. Кроме того, вопрос о том, в какой степени игроки “переносят” свое обучение на повседневную деятельность, является спорным.

Этот вопрос передачи навыков также является серьезной проблемой для индустрии тренировки мозга, которая растет с 2000-х годов. Эти компании, как правило, очень хорошо продвигают себя и утверждают, что занятия различными упражнениями и компьютерными играми в течение нескольких минут в день могут улучшить память, продолжительность внимания и время реакции. В целом, результаты исследований неоднозначны. Преимущества должны быть оценены лучше, и многие вопросы нуждаются в ответе, например, как долго должно продолжаться вмешательство и в каком возрасте оно может быть эффективным. Ответы могут зависеть от конкретных рассматриваемых примеров.

Отсутствие «взрывов» способностей мозга

Любые когнитивные улучшения от игр для тренировки мозга вряд ли буду «взрывом» умственных способностей человека. Действительно, измеренные улучшения гораздо слабее и эфемернее, чем полученные с помощью традиционных методов. Намного эффективнее тренировать память в полезной для себя сфере. Например, держать список покупок в голове, а не записывать на лист или в телефон. В отличие от игр, такой подход дает больше возможностей для мозга.

Реализация наших когнитивных способностей важна для борьбы с другой современной опасностью: распространением фальшивых новостей в социальных сетях. Точно так же, как цифровые устройства подчеркивают нашу тенденцию отвлекаться, поддельные новости используют нашу естественную склонность верить в то, что нам подходит. Решением обеих проблем является образование: как никогда необходимо обучать подростков и юношей навыкам концентрации, самоконтроля и критического мышления.